Как это работает: закон о блокировке банковских карт
26 сентября вступил в силу закон, по которому банки без согласия клиентов смогут блокировать сомнительные операции и карты клиентов. Делать они это будут только в том случае, если будут выявлены признаки совершения операции без согласия владельца счета — но смогут определять эти признаки самостоятельно, так как универсальные критерии еще не разработаны. Рассказываем, как будет работать новый закон: в каких случаях ваш платеж заморозят, на какой срок и что нужно делать, чтобы снять ограничения.Зачем блокировать мою карту? Законодатель рассчитывает, что новый закон поможет защитить счета и деньги граждан от мошенников. Правительство в пояснительной записке к законопроекту объясняло необходимость таких мер тем, что «в последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста числа несанкционированных операций».
В каких случаях возможна блокировка? Согласно закону, банк заблокирует карту только в том случае, если выявит «признаки совершения операции без согласия владельца». Универсальные критерии подозрительной операции в ближайшее время должен определить ЦБ, а пока закон дает банкам право в зависимости от специфики их деятельности устанавливать собственные критерии.
Что может сделать банк? Банк сможет приостановить любой денежный перевод, заблокировать карту, электронный кошелек, предоплаченные банковские карты и мобильные приложения. Максимальный
срок блокировки карты или электронного платежа — 48 часов, то есть, два дня.
Что делать в случае блокировки? После блокировки карты или приостановления платежа банк должен незамедлительно связаться с клиентом и попросить его подтвердить, на самом ли деле он проводил платеж, или это была попытка хищения. Как только банк получит подтверждение, что операция действительно проводилась, деньги спишут со счета. Если связаться с владельцем счета не получится — банк все равно проведет платеж, но лишь спустя два дня.